FAQ | Brandmonitor
Не нашли ответа на свой вопрос?
Отправьте его через форму
или свяжитесь с нами напрямую:
+7 (495) 540-52-87
post@b-monitor.ru

FAQ

Наши специалисты подготовили ответы на вопросы, которые чаще всего возникают у владельцев брендов и представителей интернет-магазинов

Товарные знаки и бренды

Что такое товарный знак?

Согласно ст. 1477 ГК РФ, товарный знак — это зарегистрированное обозначение, служащее для индивидуализации товаров, услуг или работ юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы не только словесные, а также изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

Зачем нужны товарные знаки?

  • Индивидуализация продукции. Товарные знаки позволяют потребителям отличать друг от друга однородные товары разных производителей.
  • Определение происхождения товара. Нанесенный на продукцию товарный знак, дает возможность покупателям определить, какой именно компанией был производен тот или иной товар, и создает ассоциацию между различными товарами, выпускаемыми под одним брендом.
  • Гарантия качества. Репутация, закрепившаяся за узнаваемым товарным знаком, принадлежащим тому или иному производителю, дает потребителям уверенность в том, что, приобретая маркированный им товар, они гарантированно получают продукцию высокого качества.

В чем разница между товарным знаком и брендом?

Бренд — это неюридическое и более широкое понятие, включающее в себя не только товарные знаки, принадлежащие компании, но и другие ее нематериальные активы (в т.ч. и связанные с выпускаемой ей продукцией) — наименование, фирменный стиль, репутацию и т.д.

Исключительные права

Что такое исключительное право?

Исключительное право — это «легальная монополия», т.е. право, которым обладает одно лицо. Исключительные права похожи на имущественное право собственности, но распространяются не на вещи, а на интеллектуальную собственность, т.е. на имеющее экономическую ценность внутреннее информационное содержание тех или иных объектов.

Исключительные права имеют территориальный характер и охраняется отдельно в каждой стране. Государство гарантирует обладателям исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации возможность запрещать всем третьим лицам их использование без разрешения правообладателя.

В чем заключается исключительное право на товарный знак?

Гражданский кодекс в ст. 1484 содержит открытый перечень входящих в исключительное право вариантов размещения товарного знака:

  • на товарах (их этикетках и упаковках), которые производятся и/или вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации (либо ввозятся на нее);
  • при выполнении работ и оказании услуг;
  • на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
  • в предложениях о продаже товаров и в рекламе;
  • в сети Интернет, в том числе в доменном имени и в других способах адресации.

Никто, кроме правообладателя, не вправе использовать принадлежащие ему товарные знаки указанными способами.

Что такое исчерпание исключительных прав?

Чтобы сбалансировать интересы правообладателей и третьих лиц, закон вводит ограничение исключительного права, известное как «доктрина первой продажи» или «исчерпание прав на товарный знак».

Исчерпание прав означает, что после того как товар был однажды продан правообладателем (или с его разрешения) на территории страны, он впоследствии может быть индивидуализирован с помощью нанесенных на него товарных знаков, и это не будет считаться нарушением исключительного права.

Это ограничение позволяет гражданам и организациям беспрепятственно перепродавать легально приобретенную оригинальную продукцию.

Однако, необходимо учитывать, что использование товарных знаков в рамках механизма исчерпания прав не распространяется на случаи их размещения в отрыве от конкретных единиц товара (в т. ч. в доменных именах и при рекламе продавца, а не продукции) и не должно вводить потребителей в заблуждение относительно существования правовой связи между правообладателем и продавцом.

Контрафакт

Что такое контрафактная продукция?

В соответствии со ст. 1252 ГК РФ, контрафактной признается продукция, производство или иное использование (ввоз, продажа и т. д.) которой, сопряжены с нарушением исключительного права правообладателя.

Таким образом, контрафактной будет считаться, среди прочего:

  • поддельная продукция (товары, произведенные и маркированные товарными знаками без разрешения правообладателя);
  • нелегально импортированная оригинальная продукция (ввезенные в обход таможенных процедур и/или официальных каналов поставки товары, произведенные самим правообладателем, но предназначенные для реализации на территории другой страны).

 

Каковы последствия реализации контрафакта?

Нарушитель исключительных прав несёт гражданскую ответственность за незаконное использование чужой интеллектуальной собственности. Согласно ст. 1515 ГК РФ, правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя либо возмещения убытков, либо выплаты фиксированной компенсации:

  • в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей или
  • в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или
  • в двукратном размере обычной стоимости права использования этого товарного знака.

За незаконное использование средств индивидуализации товаров предусмотрена также административная (ст. 14.10 КоАП РФ) и уголовная (ст. 180 УК РФ) ответственность. Максимальные наказания за указанное деяние достигают штрафов до 1 000 000 рублей и лишения свободы на срок до 6 лет.

Если вы получили претензию

Докажите свои права

В отношениях, связанных с неавторизованным использованием объектов интеллектуальной собственности, нарушение прав презюмируется (предполагается, пока не будет доказано обратное), доказыванию подлежит не наличие, а отсутствие правонарушения, т. е. законность действий лица, осуществляющего внедоговорное использование чужих товарных знаков.

Если вы получили претензию о незаконном использовании товарных знаков, но на самом деле у вас есть разрешение правообладателя на их использование, сообщите об этом как можно скорее, чтобы устранить возникшее недоразумение.

Если у вас нет договора, которым вам передавались бы права использования товарных знаков, но вы реализуете оригинальную и легально импортированную продукцию, предоставьте доказательства исчерпания прав на товарные знаки.

В качестве таких доказательств подойдут:

  • дилерский или дистрибьюторский договор,
  • договор официальным дистрибьютором о приобретении конкретных единиц продукции,
  • товарные накладные, счета-фактуры, платежные поручения и приходно-кассовые ордеры об оплате поставленной продукции и др.

Помните, что в отсутствие доказательств легальности использования товарных знаков, к вам могут быть на законных основаниях применены различные меры, связанные с пресечением нарушения и получением компенсации за нарушение прав.

Устраните нарушения

Для этого придется прекратить использование товарных знаков:

  • в доменном имени, в URL страниц сайта и в других способах адресации,
  • для индивидуализации предлагаемой к продаже или иным образом вводимой в гражданский оборот продукции,
  • во всех видах рекламы;
а также прекратить использование охраняемых авторским правом материалов (текстов, изображений и т. д.) правообладателя.

Обратите внимание, что не только продажа и обмен товара, но любое иное введение в гражданский оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности является незаконным. Размещение обозначения, сходного с товарным знаком, на интернет-сайте является самостоятельным нарушением исключительных прав правообладателя.

Обратитесь за получением разрешения на использование товарных знаков

Если вы желаете продолжать реализацию продукции, маркированной товарными знаками, обратитесь к официальному дистрибьютору продукции правообладателя на территории РФ для получения разрешения на использование товарных знаков в вашей деятельности.

Показать еще
Не нашли ответа на свой вопрос?
Отправьте его через форму
или свяжитесь с нами напрямую:
+7 (495) 540-52-87
post@b-monitor.ru
Аудит бренда Заказать обратный звонок